[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
  • Вы читаете рубрику - Музыканты
    Roberto Firpo

    Roberto Firpo

    Как директор оркестра, пианист и композитор, Роберто Фирпо — один из первых эволюционистов, которые оказывали свое влияние на танго. В те далекие дни эпохи развития оркестров типика, он установил окончательную роль для фортепиано в больших танго.

    Как музыкант, он был владельцем самого тонкого стиля, который можно услышать в его записях, и он начал использование педали в инструменте, которая предлагает дает при игре больший резонанс. А как композитор, Roberto Firpo привнес в танго дух романтики, который до этого был чужд ногам танцоров.

    «Он стоил мне ровно двести песо, в самый счастливый день моей жизни», так дон Роберто характеризует долгожданную покупку своего первого в жизни рояля. Для осуществления своей мечты, он много работал с самого раннего возраста, помогая своему отцу на складе, находившемуся в Буэнос-Айресе, в баррио Las Flores, в котором и родился маленький Roberto Firpo 10 мая 1884 года. Чуть позже, спустя несколько лет, он переезжает в Буэнос-Айрес, в поисках более обещающих перспектив, чем те, которых ему могла предложить работа в поле, и после переезда он успел поработать как продавец склада, каменщик, молочникои, и рабочим на обувной фабрике Vasena. В конце концов, эта череда смен рабочих мест позволила ему все же, хоть и с усилием накопить нужную сумму на покупку такого долгожданного музыкального инструмента.

    Итак, в 19 лет Роберто начинает брать уроки у гранда той эпохи Альфредо Бевилака (Alfredo Bevilacqua, автор разных классических танго, например «Venus», «Independencia», «Apolo»). Спустя 4 года, в 1907 году он уже начинает играть вместе с другими музыкантами. Его первый дебют состоялся в трио, в котором кроме Роберто Фирпо играли скрипач Франциско Постильоне (Francisco Postiglione) и кларнетист Хуан Карлос Басан (Juan Carlos Bazán). Они играли, зарабатывая таким образом себе на жизнь. Интересный случай произошел с музыкантами, когда в заведении «Hansen», в котором они очень хотели работать, им предложили за работу крайне низкую плату, всего-лишь три песо за ночь.

    Обидевшись на столь малую сумму, музыканты устроились в соседнее заведение «El Velódromo», которое находилось в том же Палермо (район Буэнос-Айреса), и кларнетист этого трио начинал играть у входа, когда какой-нибудь очередной клиент на улице двигался в направлении заведения «Hansen», переманивая таким образом клиентов. В итоге последний оставался почти пустым, в то время как Велодром был наполнен публикой. Ну и как результат, владелец первого заведения принял на работу музыкантов, пообещав им по два песо за ночь на каждого музыканта. В конце-концов, эта история превратилась в танго «La chiflada» (чеканушка).

    В 1913 году Роберто Фирпо сформирует свой первый собственный оркестр, и в этом же году оркестр напишет свои танго и милонги, которые принесут ему известность: «Argañaraz», «Sentimiento criollo», «De pura cepa» и «Marejada». А еще год спустя, оркестр Roberto Firpo напишет «Alma de bohemio», танго, где дух романтики становится почти полностью осязаем, и это танго станет его самой знаменитой работой.

    В будущем это танго будут петь многие певцы — Теофило Ибаньес (Teófilo Ibáñez) и даже Пласидо Доминго. Альберто Подеста будет петь это танго многие годы с разными оркестрами, и это будет пожалуй лучшая интерпретация из всех существующих поныне вариантов. И конечно в свой репертуар Alma de bohemio включат многие мэтры танго-музыки — Pedro Laurenz, Rodolfo Biagi, Франциско Канаро и Освальдо Пульезе. В одном художественном фильме этому танго даже посвятят целый эпизод:

    Из числа его других танго можно выделить «El compinche», «El ahorcado», «Fuegos artificiales» (наполовину с Eduardo Arolas), «Didí», «El bisturí», «El amanecer» (первый пример музыки, которая звуком полностью передает что-либо, в данном случае рассвет и пение птиц в лесу), «El gallito», «El rápido», «Vea Vea», «El apronte», «Montevideo», «La carcajada» и еще много других. Так же он был большим поклонником вальсов, которых он написал несметное множество. Самые известные из них например «Pálida sombra», «Horizonte azul», «Noche calurosa», «Ondas sonoras», «Noches de frío» и другие.

    В 1916 году Roberto Firpo довелось выступать в Монтевидео, и он играл танго «Кумпарсита» в авторстве Херардо Матоса Родригеса, тогда  ноты этого танго состояли и из двух частей, написанных на одной странице. А Roberto Firpo, следуя тогдашней моде, принятой в старой гвардии, написал третью часть. В будущем он пожалел, что не подписал совместное авторство на это танго, так как права на «Кумпарситу» принесли бы ему миллионы песо.

    Roberto Firpo

    Roberto Firpo

    Относительно этого фундаментального танго, тот же Firpo вспоминает: «В 1916 я был в кафе «La Giralda» в Монтевидео, когда однажды пришел один сеньор, сопровождаемый пятнадцатью мальчиками — студентами, и сказал, что они принесли мне одну песенку, и попросил сделать аранжировку, так как они все думают, что в ней есть нечто, похожее на танго. И они мол хотят сделать это этой же ночью, потому что так надо для одного парня, которого зовут Матос Родригес. В этой партитуре написанной в музыкальном размере две четверти, было только немного чего-то в первой части нот, и не было ничего во второй части. Я сел за рояль, и вспомнил два моих танго 1906 года, которые не имели особого успеха у публики, это были «La gaucha Manuela» и «Curda completa». И поместил в ноты немного от каждого из обоих моих танго. Ночью я уже играл то, что получилось вместе с музыкантами Bachicha Deambroggio и Tito Roccatagliatta. Был апофеоз. Но Матос Родригес это пропустил мимо, и вскоре это танго все позабыли. Большой успех Кумпарситы начался лишь тогда, когда к нему написали слова Энрике Марони (Enrique Maroni) и Паскаль Контурси (Pascual Contursi).

    В 1930 году Roberto Firpo оставляет танго, чтобы заняться бизнесом на заработанные музыкой деньги. Но уже в 1933 году он возвращается обратно в музыку, и делает квартет.

    Firpo был очень важным музыкантом, игравшим музыку танго, человек большой музыкальной эрудиции, и при этом оставался внутри традиционной школы игры танго-музыки.

    Известно, что Firpo написал много произведений, не подписывая их. В его дискографии в акустических записях было около 1650 произведений, и в финале его карьеры, в 1959 году количество приблизилось к 3000 записей.

    14 июня 1969 закончилось время живущего во славе танго, и жизнь отметила его конечный аккорд.

    Разместил запись: Владимир Гусев

Вам понравился этот материал? Оцените его!
Оценка: 0,00 ( голосов: 0)
Загрузка...
Поделитесь материалом со своими друзьями в соцсетях!

Добавить комментарий

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]