• Вы читаете рубрику - Музыка танго
    Кумпарсита (La cumparsita)

    Кумпарсита (La cumparsita)

    «Кумпарсита», несомненно, является самым распространенным танго, тем, которое каждый узнает, несмотря на аранжировку. Именно оно является иконой жанра и самым записываемым танго как в Аргентине, так и во всем мире.

    Что же за тайна скрытая в его аккордах позволяет «Кумпарсите» быть выбором миллионов таких разных людей?

    Для исследователя Хуана Карлоса Легидо в его книге «La orilla oriental del tango» это тайна не что иное, как «… такое неоспоримое явление, что нам не требуется огромное количество слов, чтобы объяснить его. Эта тайна создается кругом сердец, которых затрагивает простое и ясное строение этой мелодии».

    Матос Родригес
    Учитывая мнение Астора Пиацоллы, можно сказать, что волшебство «Кумпарситы» до конца не ясно, даже более того очень сомнительно. Ведь даже на родине Матоса Родригеса он осмелился заявить, что «La Сumparsita» было самым худшем из всех танго, «самым ужасающе бедным в мире».
    Маэстро Франциско Канаро в своей книге «Mis bodas de oro con el tango» отмечает: «… «Кумпарсита» обладает особенным свойством: ее музыкальная структура позволяет украшать себя аранжировки высокого уровня. Все великолепно ложиться на эту мелодию: контр. мелодии скрипки, вариации для бандонеона и других главных инструментов. Кроме того, аранжировщики и дирижеры используют и другие привлекательные музыкальные эффекты для выделения своего оркестра из ряда других. У каждого дирижера танго-оркестра есть свое личное видение знаменитого танго и каждый с гордостью утверждает, что его исполнение самое лучшее».
    Гораций Феррер в своей работе «El libro del tango» утверждает следующее: «Мелодия «Кумпарситы» явилась объектом различных музыкальных украшений в свободной интерпритации: контрастных нотных линий, пассажей в контрапункте и вариаций различных инвенций…»
    «Кумпарсита» была изначально создана как небольшой марш для шествия музыкального оркестра, созданного обществом студентов Уругвая. Ее сочинил молодой студент архитектурного факультета Жерардо Хернан Матос Родригес в промежутке между 1915-1916 годами.
    Существуют противоречивые мнения не только по поводу даты возникновения, но так же и по поводу оркестра, который впервые записал «Кумпарситу» на граммофонный носитель.

    Послушать танго Кумпарсита в исполнении оркестра Матоса Родригеса:

    Роберто Фирпо
    Уругвайский исследователь Борис Пуга, утверждает, что оркестр Фирпо записал «Кумпарситу» в 1916 году в Монтевидео. Хотя этот факт очень сомнителен, потому что серийный номер пластинок 1916 года не совпадает с серийным номером записей Фирпо.
    Гектор Луци считает, что первые две записи Кумпарситы были сделаны в 1916 году. Первым был Роберто Фирпо для Одеона 483. Второй — Хуан Маглио для компании Эра, чьи пластинки выпускались в Алегре (Бразилия) с 1915 года из-за событий Первой мировой войны.
    Уругвайский историк Горацио Лориенте в своей книге «Ochenta notas de tango» (1998) в главе о Альберто Алонсо пишет: «Альберто Алонсо в своей книге «La cumparsita,historia del tango y de su autor» относит дату первой записи «Кумпарситы» к маю 1917 года, в то время как Victor company объявляла репертуар только в декабре того же года».
    Более того, Луци заявил и Бруно Цеспи подтвердил, что недавно появилась другая версия «Кумпарситы», о которой никто не знает. Она записана трио Cobian-Fresedo-Roccatagliatta для the Telefon lable приблизительно в 1917 начале 1918 , там же, где они записали «Buenos Aires tenebroso».
    Гектор Лопес и Энрике Бинда опубликовали статью в «Cuadernos de diffusion del tango» №16 под редакцией Сальвадора Аранцио, в которой они согласились с Луци в том, что «Кумпарсита» была написана для студенческого шествия 1916 года. Итак, к концу этого года появилась запись оркестра Фирпо, возможно позднее в начале 1917 года запись Маглио, и только в конце 1917 года — Алонсо-Минотто.
    Нет никакого сомнения в том, что Роберто Фирпо был первым, кто исполнил «Кумпарситу для публики». Спорят только по поводу года записи.
    В своей книге « La historia de La Сumparsita» историк Гектор Эрниэ явился, скорее всего, единственным кто пролил свет на этот факт. Он выяснил, что первая страничка «Кумпарситы» была издана в Монтевидео Aристой и Леной в 1916 и в следующее году Брейером Херманосом в Буэнос-Айресе.
    Джордж Палацио «Фарук» утверждает, что сегодня нет никаких аргументов против этого факта и все или большинство исследователей относят первую запись «Кумпарситы» к 1916 году.
    В апреле этого года молодой Матос Родригес через друзей показал свою музыку Роберто Фирпо, который в то время руководил оркестром в кафе « La Giralda» — танго-центре города Монтевидео (столице Уругвая).
    Оригинальная музыка была написана слишком просто, поэтому он обратился к пианисту Карлосу Варрену, чтобы сделать ее более изысканной.
    Маэстро согласился сыграть ее, но предварительно создав новую версию. Согласно словам Фирпо, только первая часть «Кумпарситы» была гармонична, поэтому он взял отрывок из своего танго «La gaucha Manuela» и вставил его в третью часть для трио, также добавив немного из оперы Джузеппе Верди «Missere». И тогда получилось, что Кумпарсита стала состоять из музыки Матоса Родригеса, Фирпо и Верди.

    Легидо сообщил нам, что Фирпо предложил молодому студенту поделить авторство мелодии, но тот, будучи даже еще несовершеннолетним, резко отказался.
    То обстоятельство, что Матос Родригес был ещё несовершеннолетним, сыграло значительную роль в случае, когда издатель Брейер Херманос купил у него права на «Кумпарпситу». Матос же, став совершеннолетним, вернул их себе обратно.

    Паскуаль Контурси
    В 1924 году «Кумпарсита» была почти забыта, но тут случилось то, что помогло ее возвращению. Без разрешения композитора, Паскаль Контурси и Энрике Педро Марони добавили к мелодии лирические стихи и дали ей новое имя — «Si supieras». Матос Родригес был в бешенстве, этот факт послужил причиной судебного разбирательства, которое закончилось только в 1948 году.
    Новая песенная версия «Кумпарситы» была использована актером Хуаном Феррари в одноактном фарсе в 1924 году. В том же году Гардель записал ее в Буэнос-Айресе, а четырьмя годами позже в Барселоне.
    В 1926 году Матос Родригес написал к мелодии другие стихи и заставил издателей сделать официальный выпуск. В 1930 году эта версия песни была записана тенором Тито Шипой. Много лет спустя, в ноябре 1945 года, то же самое сделал Ангел Варгас с Angel D’Agostino orchestra.

    Энрике Марони
    Дело в том, что текст к мелодии, написанный Контурси-Марони, несмотря на сходство с «Mi noche triste», был намного лучше версии, написанной Матосом Родригесом; и именно первая песенная версия «Кумпарситы» с легкостью преодолела испытание временем.

    Канаро прокомментировал этот факт после того, как «Кумпарсита» была вынесена на суд зрителя, и он уже исполнял эту мелодию со своим оркестром, но все же в то время ее популярность была очень зыбкой. Он отметил: «… Забавно, что только позднее «Кумпарсита» вернулась в репертуары, была премирована, модные оркестры заиграли ее снова, Гардель стал исполнять ее, как одну из своих любимых композиций, были сделаны новые записи, а певцы (и женщины, и мужчины) запели ее повсюду. Так началась новая эра воодушевленного танго: популярность «Кумпарситы» росла в геометрической прогрессии, ее успех всюду приветствовался бурными аплодисментами, эта мелодия, несомненно, была самым популярным танго своего времени. Она до сих пор входит в чарт-бук абсолютно всех танго-оркестров. Она очень популярна в Париже и в самых значительных городах Европы и Америки».
    Например, шесть интерпретаций Кумпарситы Д’Ариецо, возникшие между 1928 и 1971 годами, очень разные, но одна из них, записанная в 1963 году, выделяется из всех своей напористостью и лоском.
    Пиацолла, несмотря на презрение к «Кумпарсите», записал ее четыре раза. В первый раз в некоммерческом проекте с оркестром в 1946 году. Вторая запись была сделана в 1951 году для TK records. В 1957 году Пиацолла и его струнный оркестр записал интерпретацию «Кумпарситы» для Мюзик-холла. И, наконец, в 1967 году была записана последняя версия с большим оркестром для Polydor.
    В 1952 году Альберто Мансьоне сделал, на мой взгляд, выдающуюся версию «Кумпарститы», которая была награждена в Токио как лучшее танго издание. Это случилось благодаря незаконному распространению записи в Японии, когда как Мансьоне совершенно не знал об этом.
    «Кумпарсита» так же появилась и в фильмах. В 1947 фильм с названием популярного танго в заглавии был награжден. Его режиссером являлся Антонио Монплет, а главную роль играл Уго Дель Карриль. Более того, в 1961 в Испании году название «Кумпарсита» было дано фильму Энрике Каррераса «Cancion de arrabal».
    Эта мелодия, особенная из-за своей всемирной узнаваемости, не может быть сравнена с различными версиями других танго. «Кумпарсита» кажется строго инструментальной, очень простой, но содержащей в себе прекрасную привлекательную мелодию, у которой есть удивительное дар к постоянному возрождению в различных симбиозах, согласно музыкальному видению ее возможного интерпретатора.

    Ноты танго Кумпарсита

    Кумпарсита (La cumparsita)Кумпарсита (La cumparsita)

    Прослушать различные варианты Кумпарситы:

    Кумпарсита в виде вальса

     

    Кумпарсита от Hugo Diaz

     

    Хулио Иглесиас, со словами

     

    Кумпарсита на арабский манер

     

    Оркестр Forever Tango

     

    Los Tubatango

     

    Знаменитый японский бандонеонист Ryota Komatsu

    Перевод: Ann, специально для www.nuevo.ru, июль 2007

    Разместил запись: nuevo.ru

    Тэги: ,

Вам понравился этот материал? Оцените его!
Оценка: 0,00 ( голосов: 0)
Загрузка...
Поделитесь материалом со своими друзьями в соцсетях!

Добавить комментарий