В 1936 г. в возрасте 35 лет Хуан Д’Aрьенцо успешно восходит на «спорную» площадку популярности. Он был на один год моложе Хулио де Каро, который по своей стилистики располагался на другом конце музыкального горизонта, и стал звездой в 1924г.
Звездный путь Д’Aрьенцо начался с того момента, когда Пабло Освальдо пригласил его для продвижения нового бренда радиостанции El Mundo (Мир). Однако позднее появление Д’Aрьенцо совсем не означает, что он был «стариком танго-музыки». Как и многие другие музыканты тех дней, он проявил себя в танго будучи еще мальчиком, играя в ранние годы в небольших театрах. Его первый памятный концерт, о котором сам он говорил без особого восхищения, относился к 1919г. В этом же году 25 июня театральная компания Arata-Simari-Franco давала премьеру “El cabaret Montmarte” в Национальном театре, куда Д’Aрьенцо был приглашен как музыкант: «Я и Дагостино играли на скрипках часть сонаты “El cabaret Montmarte” на открытие премьерного показа. Мы наняли маленький оркестр, с которым аккомпанировали известной танцевальной паре (звезды танго-канигуа) la Portuguesa and el Morocho».
С этого момента Д’Aрьенцо начинает сотрудничать с театром. Всегда с Дагостино у рояля он аккомпанирует Эвите Франко – блистательной певице танго.
После ухода Дагостино из оркестра, его место занял Луис Виска, который ко всему прочему еще писал и музыку, а сам оркестр стал секстетом.
1935 год явился ключевым в карьере Д’Aрьенцо, именно этим годом Д’Aрьенцо заставил нас помнить о себе спустя годы. Это случилось, когда в его оркестр пришел Родольфо Бьяжи (пианист, игравший с Пачо, аккомпанировавший Гарделю в некоторых записях, и также игравший с Хуаном Гидо и Канаро).
Вхождение Бьяжи в оркестр означало изменение тактового музыкального размера с 4-8 на 2-4, можно сказать, что оркестр сделал обычный счет 2-4 быстрым и задорным битом.
К тому времени, когда Бьяжи оставил Д’Aрьенцо для создания своего оркестра, Дарьенцо уже окончательно определил для себя игру на 2-4. Во внешне кажущимся военным ритм Канаро, во что-то уличное, бесцветное от Франциско Ломуто и в симфонические поиски Де Каро, во все это Д’Aрьенцо внес свежесть, молодость, разнообразив танго, влив в него новую жизнь. Танго, которое до этого было хвастливым, рассчитанным на публику, требующим гимнастических способностей, в один день стало другим. Печаль и грусть, переживания в музыке стало возможным не только прочувствовать, но и протанцевать.
До Д’Aрьенцо сам танец был второстепенным, главное место отводилось песням, певцам, затем аранжировке. Он вернул танго танцорам, позволил их ногам быть главными, тем самым, вернув интерес к танго молодежи. Д’Aрьенцо стали называть «королем бита». Дав народу возможность танцевать танго, а не просто слушать музыку, он заработал много денег.
Однако любители танго стали презирать Д’Aрьенцо, он стал поводом для обсуждений. На что сам Д’Aрьенцо ответил, сделав возможным возрождение танго “La danza, cada del cuarenta” (танго 40-х), представив в этом периоде танго как что-то перерожденное, тоже самое что привнес «Золотой век» в испанскую литературу.
Но несмотря на это, не стоит считать, что танго-музыка по настоящему заиграла только с 1940г. или что ее исполнители наиболее значимее тех, которые были предшественниками в 1910 и 1920г. (это было бы равносильно тому, чтобы считать, что Сервантес превосходил в своем мастерстве Барсео короля Альфонса). Все дело в приоритетах, которые люди на определенном этапе определяют для себя, исходя из критериев эстетики и эстетичности, игнорируя непосильный вклад пионеров-танго Канаро, Контурси, Майцали, Родольфо, которые правильно или ошибочно, но все же заложили фундамент, на котором в дальнейшем стала строиться музыкальная структура танго.
Так или иначе, но сам Д’Aрьенцо все же выдвигал голос вокалиста на передний план в некоторых композициях, но даже тогда, он заставлял певца подчиняться скорости оркестра.
За месяц до своей смерти в 1975г. Д’Aрьенцо подвел итоги своего творчества: «Фундаментом моего оркестра является пианино. Когда мой пианист Полито болен, я заменяю его на Хорхе Драгонэ, если что-то еще случается позже, для меня это потеря личного характера. Затем необходимым элементом оркестра является 4-я скрипка, она должна звучать как альт или виолончель. Я объединил в свою группу пианино, двойной бас, пять скрипок, пять бандонеонов и 3-х певцов. Моя группа никогда не была меньше этого количества. Иногда для некоторых записей я даже использовал больше десяти скрипок». – Из интервью Тэла для La Voz del Pueblo (голос народа) 23.12.1975г.
Уходя, Д’Aрьенцо говорил: «Если музыкальность повернуть назад к чистому 2-4, то страсть к нашей музыке пришла бы снова, и, спасибо, современной медиасфере, благодаря которой мы значительно обогатили мир». – Из интервью для Голоса народа.
Перевод статьи с англ. Иванова Кристина
Хотелось только добавить ещё несколько слов по статистике этого оркестра…
Всего оркестр Juan D’Arienzo сделал 1007 записей танго, включая 83 вальса и 88 милонг
Инструментальных — 343 композиции
С вокалистами — 664 композиции
Статистика по вокалистам (в порядке убывания «производительности» Smile):
Armando Laborde — 145 (124 соло/21 дуэт) 1944-1950, 1952-1957, 1964-1974
Alberto Echague — 143 (133 соло/10 дуэт) 1938-1939, 1944-1957, 1968-1975
Jorge Valdez — 115 (102 соло/13 дуэт) 1957-1964
Osvaldo Ramos — 67 (58 соло/9 дуэт) 1965-1975
Hector Maure — 50 (соло) 1940-1944
Horacio Palma — 40 (32 соло/8 дуэт) 1960-1963
Mario Bustos — 37 (36 соло/1 дуэт) 1957-1959
Carlos Dante — 31 (соло) 1928
Alberto Reynal — 16 (соло) 1940-1942
Juan Carlos Lamas — 11 (соло) 1942-1943
Francisco Fiorentino — 10 (соло) 1929
Hector Millan — 9 (7 соло/2 дуэт) 1962-1963
Roberto Lemos — 7 (соло) 1950-1951
Walter Cabral — 4 (соло) 1936
Carlos Casares — 3 (соло) 1940
Libertad Lamarque * — 2 (соло) 1956
Antonio Prieto * — 2 (соло) 1961
Mercedes Serrano * — 2 (соло) 1971
Raquel Notar * — 1 (соло) 1929
Enrique Carbel * — 1 (соло) 1937
* — обозначены вокалисты, выступившие с оркестром единовременно, т.е. в качестве приглашённых сессионных вокалистов
Смотрите видео Juan D’Arienzo «El Rey del Compas» — LOCA. Дирижирует оркестром сам Хуан Дарьенцо
JUAN D’ARIENZO «El Rey del Compas» — SELECCION de TANGOS