Интервью с известным, молодым, харизматичным, российским, и пожалуй теперь уже питерским музыкантом Глебом Шипиловым-Бьяги.
Глеб, расскажи пожалуйста, с чего началась твоя танго-жизнь?
Почему ты начал играть танго?
Ну на самом деле, всё очень просто.
С детства я слышал много музыки, не на русском.
По дороге в детский сад мама говорила со мной по-испански и по-английски.
Музыка, танго, танго и так далее… Я всегда знал, что буду заниматься именно этим.
Какое первое танго или милонга было сыграно тобой?
Ох, одно из первых и решающее танго всей моей жизни, наверно. «La Yumba»… по нотам самого
Дона Освальдо. Играл я его на фортепиано дома, целыми днями. 24 часа «отбойного молотка»!
Перечитал много статей, книг, пособие Пугльесе по игре на фортепиано. Смотрел видео концертов, общался с лучшими педагогами и мастерами по игре. Стиль декаристов прошёл в меня полностью. И до сих пор, каждый раз, как я сажусь за пиано, я начинаю разыгрываться на Джумбе, как на уникальном упражнении, где нельзя быть на 100 процентов совершенным ( как я считаю).
Что за декаристы? Какой стиль у них?
Никогда в танго не было обособленных личностей без отпечатка приемственности.
Хулио Дэ Каро и Франсиско Канаро были революционерами своего времени, поделившие танго, грубо говоря, пополам. Отсюда и их приемник: декаристы, как Пугльесе, Тройло, Пьяссолла, Гобби; канаристы, как Бьяджи, Д’Арьенсо, Родригес, Дэ Анхелис. Одни выводили на первый план мелодию, другие ритм…
Тогда волнует вопрос: ты декарист, но с фамилией Бьяджи? Это парадокс или что?
Да, фамилия итальянская, но в Байресе она всегда произносилась с мягкой «Г». Можно сказать, что я Бьяг(х)и.
Если аргентинец говорит «дж» в нашей фамилии- он точно не из столицы Аргентины.
Для меня нет большей судьи в музыке танго, чем моя мама. Чтобы носить эту фамилию я должен был её заслужить (танго-делами). И в один прекраснейший день я получил одобрение.
Не скажу за что!
Я взял полную фамилию, ибо уважаю всех своих предков, как Шипиловых, так и Biagi.
Если говорить о музыке, то это парадокс: мелодист, с фамилией ритмиста… хах…
А как началась взрослая танго-карьера, знакомство с танго-сообществом..?
Поступил я в 2009 году на дирижёра в Гнесинку.
Я много делал свои и не только танго с хором, ансамблями, певцами, музыкантами.
И в апреле 2011 года мне написали из тогда еще не существовавшего Pasional orquesta.
В сентябре начались репетиции, потом концерты и т.д. Я был первым пианистом Pasional-я,
что всегда будет приятно.
Танго-техника и академическая – это разные планеты. Все кто сейчас играет на пиано, даже с Бинелли, одни консерваторские пианисты, изящно парящие над клавишами без грамма танго, как будто это не Аролас со шлюхами, а Шопен с соплями. Октавио Брунетти умер молодым в 2014 году, вот он был одним из настоящих танго-пианистов.
С момента расставания с Пасьоналем, я был в творческом кризисе.
Меня ужасно воротило от танго, я не мог слушать, видеть ноты старых танго, пластинки многие разбились. И сказал маме, что старого танго больше не будет в моей жизни, ибо я не хочу чтобы мои музыканты проходили через такие испытания. Потом сделал одно танго «La Perra», написанное мной еще в 2010 году для флейт, ударных и фоно. И встал на распутье…
И в сентябре 2012 года, элементом неожиданности для меня самого, создался мой танго-оркестр «Pompelmus». Очень длинная история. Скажу только, что это прекрасные музыканты, отличные люди, курящие..
Я им сказал, что если кто-то из них бросит курить, то я выгоню его из оркестра…смешно, но…
Ире Петренко приснился сон, как она бросает курить и я её выгоняю, после чего её потрясывало.
Курение –это часть религии танго, как шлюхи, виски, бандонеон и песня. Семьдесят процентов текстов танго об этом. «Человек, никогда не куривший, не сможет понять танго до конца.»
Знаю, что сейчас ты живёшь в Санкт-Петербурге и у тебя новый оркестр.
Что стало Помпельмусом?
Да… 30 ноября мы с Помпельмусом дали прощальный концерт и я закрыл оркестр. На пике..
Не хочу, чтобы это промелькнуло , как слабость, но я устал бороться с Москвой.
Есть единицы людей копнувших глубоко, но танго-сообществу Москвы в целом не нужно танго.
Им нужны кавер-группы, переигрывающие записи, как пластинки, у которых нет своего стиля.
«Trunco Candombe» в исполнении танго-оркестра типика «Pompelmus»
Это понятно. Расскажи тогда про Петербург и «Decareanos».
В порыве метаний, любви, перемены танго я уехал в Питер.
Целыми днями я заслушивался пластинками Тройло-Грелы. Наступило прозрение какое-то, и понял, что опять должен сесть за бандонеон.
Два месяца гонялся за ним.
Благодаря помощи и поддержке моего близкого друга, товарища и брата приобрел «новый» бандонеон 1920 года. Чисто случайно оказалось, что купили его у самого крутого в мире мастера и реставратора бандонеонов Антонио Пьедрафиты.
Собрал ансамбль, начал писать аранжировки, пошли репетиции….
В итоге имеем состав: скрипка, бандонеон, ударные, контрабас.
Почему ударные вдруг?
Хахах… Далеко не вдруг..
Милонга и Танго произошли из фольклора инков.
Сольный мотив флейты под сопровождение Бомбо Лигюэро (большой барабан).
(Кстати меня обвиняли в том, что у Помпельмуса флейта, хотя все танго Барди, Аролас и Греко писали для флейты, а не скрипки.)
Решил оставить «черноту» наипервейших танго. Так делали Фреседо, Дэмаре, Канаро и прочие. И основное трио инструментов нашего стиля. Фортепиано был последним в танго и ввёл его Фирпо, поэтому оно не обязательно. Ну и транспортабельность нашего коллектива намного проще, чем было бы с роялем.
Все аранжировки я пишу сам, как и полагается в танго. Никаких каверов!
Как вы все познакомились?
Я подал объявления в разные сообщества , что собираю коллектив, нужны определённые музыканты. В чужом тогда Питере. В этот же день откликнулась Лена, которая училась на курс младше меня в Гнесинке. В Москве мы никогда не общались, может только раз поздоровались.
Я даже побаивался её немного…. потому, что она такой же сильный и характерный человек.
Контрабасист тоже переехал из Москвы в своё время. Гениальный музыкант, ловит любой штрих, стиль, характер. Настоящий петербуржец – наш ударник. Человек большого труда и старания, на одной волне. Я могу с полнотой всей души сказать, что люблю их и не ошибся в каждом.
Ну и мне приятно, когда они называют меня «Отец»!
Как переводится название ансамбля?
«Decareanos» переводится, как «Декаристы» с испанского.
Это и определяет нашу стилистику, атмосферу, желание вернуть танго на рельсы истинного пути и продолжать дело Старых Мастеров. Безусловно, штрих моей фамилии говорит о ритме, но ритм и так есть везде!
В нашем исполнении присутствует и то, и другое!
Как и положено по традиции, в конце вечеринки слушаем «La Cumparsita«, танго в исполнении «Decareanos», нового оркестра Глеба Шипилова-Бьяги.
Задавал каверзные вопросы Владимир Гусев.